Блог фонда

Инклюзия и творчество

10.07.2020

Как могут быть связаны между собой эти два, казалось бы, абсолютно разных понятия? На первый взгляд никак. Инклюзия — это процесс включения всех без исключения граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, в активную общественную жизнь. Поскольку этот процесс длительный и в идеале должен начинаться с самого рождения каждого человека, то в данном случае рассмотрим инклюзию, как процесс включение детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь.

С другой стороны, творчество понимается как определенный процесс человеческой деятельности, при котором создаются новые материальные, духовные и культурные ценности. Действительно, что может быть общего у этих двух понятий, разве что, и то и другое обозначают «процесс»?

Однако, если рассмотреть более детально, между ними есть взаимосвязь. Ведь инклюзия, как и творчество способствуют развитию культурной и общественной жизни людей. Более того, творчество — это наиболее удобный, эффективный и безопасный способ внедрения идеи инклюзивного образования. Для того чтобы в какой-либо стране ввести на уровне практики инклюзивное образование, реальное, а не на бумагах, потребуется огромное количество времени и ресурсов. Поскольку помимо прочего, инклюзия подразумевает изменение образа мышления, другой взгляд людей на построение образования. Очевидно, что у каждого нового процесса, появившегося в общественной жизни, будут как сторонники, так и ярые противники. Это абсолютно нормально, все люди не могут резко переключиться с одного убеждения на другое и единогласно принять его. Против инклюзивного образования могут существовать доводы и мнения точно также, как и за него. В каких-то учреждениях это осуществить практически невозможно «здесь и сейчас» и потребуется очень много усилий и времени.
С дополнительным образованием дело обстоит проще. И как раз с него и было бы логичнее начинать. Поскольку изменять сразу всю основную образовательную среду, от школ до вузов, может оказаться крайне проблематичным методом. Любая идея требует проверки, даже весьма положительный опыт зарубежных стран не гарантирует, что у нас получится точно также. Бросаться сразу изменять систему образования неэффективно и нерационально.

При этом создание специальных инклюзивных центров, целью которых изначально стоит включение всех детей, независимо от их физических и интеллектуальных способностей в процесс обучения и социализации, намного эффективнее, нежели переделывание уже устоявшихся учреждений для детей, где много лет существуют определенные образовательные и развивающие программы.

При этом, одним из наиболее эффективных способов социализации и социальной адаптации детей является сочетание инклюзии и творчества. Именно инклюзивные детские центры, в которых проводятся творческие занятия, прекрасно решают сразу несколько задач: развитие ребенка через творческий процесс и внедрение инклюзии, изменение отношения к детям с особенностями развития. Ключевым моментом в данном случае является безопасность. Именно поэтому в нашей творческой мастерской создана специальная атмосфера, где каждый ребенок может проявлять себя так, как хочется ему. Фраза, употребляемая в шутливой форме «Я художник - я так вижу», как нельзя лучше отражает нашу главную идею создания творческой мастерской. Наша задача не указывать ребенку в директивной форме как правильно и как должно быть, а помочь каждому раскрыть именно свой потенциал, найти именно свои способности и таланты. Не оценивая и не осуждая детей за то, как они рисуют, лепят, красят, шьют, поют, танцуют и т.д. Творчество в данном случае является способом развития ребенка, его личным способом самовыражения. При таком подходе не будет конкуренции, потому что важен каждый ребенок. Нет тех, кто лучше или хуже, есть уникальные и неповторимые. Именно так можно внедрить инклюзию, делая это мягко и ненавязчиво.

Текст подготовила: психолог - Анастасия Землянская

Поделиться статьей

Читайте также в нашем блоге

Пожертвовать

С вашей поддержкой, мы помогаем детям и подросткам вернуться в жизнь после лечения онкологических заболеваний

закрыть

Свяжитесь с нами

закрыть

Контактный телефон

+7 (968) 192-02-01

Нажмите на номер, чтобы позвонить. отвечаем стабильно с понедельника по воскресенье с 10:00 до 22:00.

Электронная почта

nit.dobra@mail.ru

Нажмите на адрес, чтобы отправить письмо. Отвечаем каждый день, время ответа не более трех часов.

Наш офис

Большая Подьяческая, 29, домофон 99, Санкт-Петербург, Россия, 194283

Офис открыт для посещения по будням с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 18:00.