Блог фонда

Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

09.07.2020

Цель: 

  • учить понимать содержание сказки.
  • упражнять в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
  • учить использовать восклицательную, вопросительную интонацию. 
  • побуждать к выразительной передачи в мимике и движениях образы (жаба; женщина, которая просит помощи у колдуньи; любование жуков Дюймовочкой) их эмоциональное состояние (Дюймовочка дрожит от холода; удивление; просьба). 
  • подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки (колдовство, любование, отвращение). 

Материалы: красивый цветок, кукла-колдунья, зернышкикусок ткани (платок), газовый платок, аудиосказка «Дюймовочка». 

Ребята, хотели бы вы попасть в сказку? 

Сегодня мы побываем в сказке, где главной героиней является маленькая девочка. 

Маленький. А как другими словами можно назвать маленького человека? Малюсенький, крошечный, мелкий, крохотный, крохотуля, малыш, малютка, крошка. 

Дюймовочка, героиня нашей сегодняшней сказки, была ростом не больше дюйма, то есть два с половиной сантиметра. Потому её и назвали «дюймовочка». Покажите пальцами, какая она была маленькая. 

Силы на путешествие нам подарит волшебный цветок. Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте и его аромат. 

 

Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию. 

Прежде чем отправиться с вами в чудесный сад около дома Дюймовочки, я хочу проверить, насколько вы внимательны. Вставайте в круг друг за другом. Слушайте внимательно команды. Как только я скажу «великан», все вытягивают руки вверх, встают на носочки и идут по кругу; по команде «Дюймовочка» - приседают на корточки и идут гуськом; по команде «тропинка» - кладут руки на плечи впереди стоящего и продолжают идти все вместе. 

Пока я проверяла ваше внимание, мы незаметно дошли до чудесного сада. 

Жила на свете одна женщина. И не было у неё детей. А ей очень хотелось маленькую девочку. И тогда она решила пойти за помощью к старой колдунье. 

- Ну что ж, горю твоему можно помочь, - сказала колдунья. – Вот тебе зерно. Это не простое зёрнышко. Посади его в цветочный горшок, а там увидишь, что будет. 

Упражнение 1. «Ячменное зерно». 

 

Ребёнок, обращается к волшебной кукле. Говорит: «Помоги мне, добрая колдунья!» 

Колдунья передаёт ячменное зерно, касаясь ладони ребёнка. 

Дети крепко зажимают в ладони ячменное зерно, затем расслабляют руку. 

Дети сажают зерно в горшочек: «разгребают землю, закапывают, поливают». 

И едва успела женщина посадить зерно в землю, как из него тотчас же вырос прекрасный большой цветок. Внутри цветка что-то щёлкнуло, и он весь раскрылся. В его чашечке сидела хорошенькая крошечная девочка, ростом не больше дюйма.

Упражнение 2. «Цветок». 

Дети складывают ладони вместе, изображая стебелёк, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается. 

Скорлупка грецкого ореха была колыбелькой Дюймовочки, а лепесток розы – одеялом. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей чудесной колыбельке, в окно вскочила большущая жаба, отвратительная и мокрая. Она подхватила ореховую скорлупку с девочкой и утащила её на своё лягушечье болото. 

 

Упражнение 3. «Лягушата». 

Ква-ква-ква. Кто это? Да это жаба скачет. Какая она большая и толстая, неуклюжая. Хочет утащить в своё болото Дюймовочку. Прыгайте за мной! 

Ребенок  садится на корточки в позу «лягушат» раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. Ква-ква-ква квакают лягушата. 

Пока мы прыгали, жаба испугалась нас и ускакала. 

- Вот славная жена для моего сынка. – сказала жаба. И Дюймовочка горько-горько заплакала. Ей вовсе не хотелось выходить замуж за сына жабы. 

Маленькие резвые рыбки в реке пожалели прелестную девочку. Она попросила рака перекусить лист кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и листок поплыл по ручью.

Лист кувшинки плыл всё дальше и дальше. Мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил её и унёс на дерево. Там майский жук покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть, какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на жука. 

Упражнение 4. «Любование».  

Выбирается Дюймовочка, садится на стульчик. Каждый «жук» подлетая к «Дюймовочке», должен ласково погладить её по плечу. Голове или руке и выразить своё восхищение, например: «какая ты красивая (прелестная, замечательная, удивительная, чудесная, восхитительная). Или: «Какие у тебя красивые (волосы, плечи, глаза). 

Потом к ним пришли с визитом другие жуки, которые жили на том же дереве, оглядели Дюймовочку с ног до головы и нашли, что она совершенно некрасива, потому что не похожа на них. 


- Какая маленькая! 

- У неё только две ножки! Какое убожество! 

- У неё даже усиков нет, как у нас, и крыльев! 

- Фу, какая некрасивая! 

- Какая у неё тонкая талия! 

- Фи, она похожа на человека! 

Упражнение 5. «Отвращение». 

 

Ребенок ходит вокруг Дюймовочки, разглядывает. Чем она не похожа на жуков. Потом по очереди высказывают своё «отвращение»: 

- Фи, у неё же нет усиков! 

- Но у неё только две ножки, а у нас, их – целых шесть! 

- Какая у неё безобразная тонкая талия! 

- Фу, у неё совсем нет крыльев. Какое убожество! 

- Фи, она похожа на человека! Совсем некрасива! 

На самом же деле Дюймовочка была прелестна. Она не стала обижаться на жуков и подружилась с другими обитателями леса: стрекозами, муравьями, и бабочками. 

По утрам Дюймовочка ела сладкий цветочный мёд и пила росу. Днём слушала птиц и танцевала с бабочками. Всё лето прожила Дюймовочка в лесу. 

Так прошло лето, прошла и осень. Начиналась длинная, холодная зима. Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Пошёл снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки тем же, что для нас целая лопата снега. Дюймовочка совсем озябла и пошла из лесу, искать себе приют на зиму. 

Долго брела Дюймовочка по лесу, наконец, вышла в большое поле. А там, а поле, она наткнулась на норку полевой мыши. «Ах ты, бедняжка! – сказала полевая мышь. – Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной». 

- Ты мне нравишься. – сказала полевая мышь. – Оставайся у меня на зиму. 

Дюймовочка и осталась. 

- Скоро у нас будет гость, - сказала как-то полевая мышь, - он носит роскошную шубу из чёрного бархата. Выходи за него замуж. С ним не пропадёшь. Только он слепой и не любит солнца.

Упражнение 6. «Крот». 

Один ребёнок – «крот», а второй ребенок (взрослый) принимает какую-либо позу. «Кроту» завязывают глаза, и он на ощупь пытается определить позу другого ребёнка и повторить её с закрытыми глазами. 

Однажды, гуляя с Дюймовочкой по подземному ходу. Крот остановился и сказал: «Здесь лежит мёртвая птица». Это была ласточка. 

Ночью, когда все уснули, Дюймовочка пробралась к птиц е и накрыла её ковром из травинок, сухого мха и пуха. «Прощай, милая ласточка!» - сказала Дюймовочка и прижалась головой к шелковистым пёрышкам на груди у птицы. И вдруг она услышала стук сердца. Ласточка была жива. 

Упражнение 7. «Стук сердца». 

Ребенок и взрослый в паре. Один в паре – «ласточка», другой – «Дюймовочка». «Ласточка» ложится на пол, а «Дюймовочка» слушает стук её сердца, приложив ухо к груди. 

Потом меняются ролями, и упражнение повторяется.